Фанера

Фанера — это материал, полученный путем склеивания не менее трех листов лущеного шпона с взаимно перпендикулярным направлением волокон в смежных слоях.
  При конструировании фанеры соблюдают следующие правила:
  Лист фанеры должен быть симметричен относительно среднего слоя.
  Число слоев шпона в фанере обычно нечетное (3, 5, 7, 9 и т.д.), хотя выпускается и 4-слойная фанера, в которой два внутренних слоя имеют параллельное направление волокон.
  Максимально допустимая толщина шпона, для фанеры лиственных пород наружные слои должны быть не толще 3,5 мм, а внутренние — 4 мм. Для фанеры хвойных пород толщина наружных и внутренних слоев не должна превышать 6,5 мм.
  Различают фанеру равнослойную (толщина всех листов шпона одинакова) и неравнослойную. У неравнослойной фанеры средний слой делается из более толстого шпона низкого качества, а наружные слои — из тонкого высококачественного шпона. Наружные слои разделяются на лицевой и оборотный, качество которых и определяет качество листа фанеры.
  В зависимости от качества и породы древесины наружных слоев фанерного листа фанера имеет свое применение.
  Фанера декоративная
  Декоративной называют фанеру, облицованную пленочными покрытиями в сочетании с декоративной бумагой или без нее. Она находит применение для внутренней отделки помещений, в мебельной промышленности, а также в вагоно- и судостроении. Материал привлекателен тем, что он имеет декоративное готовое покрытие и не требует дополнительной отделки.
  Согласно ГОСТ 14614-79 декоративная фанера подразделяется:
  — по количеству облицованных сторон — на одностороннюю и двухстороннюю;
  — по внешнему виду облицовочного покрытия — на глянцевую и полуглянцевую;
  — по виду облицовочного покрытия и виду связующего — на марки, указанные в таблице.
  Для изготовления декоративной фанеры используют шпон лиственных пород (береза, ольха, осина, тополь, липа), а для фанеры марок ДФ-2 и ДФ-4 допускается шпон хвойных пород (сосна, ель, лиственница).
  Фанера березовая авиационная
  Для ее изготовления используется лущеный березовый шпон более высокого качества, малые толщины шпона и фанеры, использование только фенолформальдегидных связующих.
  ГОСТ 102-75 предусматривает такие марки авиафанеры:
  БП-А — фанера, склеенная бакелитовой пленкой марки А;
  БП-В — фанера, склеенная бакелитовой пленкой марки В;
  БС-1 — фанера, склеенная смолой СФЖ-3011;
  БПС-1В — фанера толщиной 2; 2,5 и 3 мм, склеенная бакелитовой пленкой марки В, а также фанера толщиной 4,5 и 6 мм, наружные слои которой склеиваются бакелитовой пленкой, а внутренние смолой СФЖ-3011.
  Предусмотрено два сорта фанеры — первый и второй, отличающиеся как допуском пороков в наружных и внутренних слоях, так и прочностными показателями.
  Фанера бакелизированная
  Бакелизированной называют фанеру, склеенную под большим давлением из березового шпона, предварительно пропитанного фенольной (бакелитовой) смолой. Она имеет более высокую плотность (до 1200 к/м3), большую длинну листов (до 5600 мм) и более темную окраску — обычно красно-коричневого оттенка. Расположение волокон в смежных слоях — взаимно перпендикулярное, толщина фанеры 10-12 мм. Фанера представляет собой высокопрочный, упругий, водостойкий материал, способный конкурировать со многими материалами, включая низколегированные стали. Бакелизированная фанера способна работать 10-15 лет при температурах от -50 до +50 °С, а также в воде и в тропическом климате.
  Применяется она в автостроении для настила полов в автобусах, троллейбусах, для изготовления прицепов, контейнеров, кузовов и т.п.; в строительстве как опалубочный материал.
  Выпускаются следующие марки фанеры:
  ФБС — для изготовления конструкций в машинно-, авто- и судостроении, в строительстве, работающих в атмосферных условиях.
  ФБВ — для изготовления внутренних конструкций в машиностроении и строительстве. В качетсве связующего используется водорастворимая фенольная смола.
  ФБС-С — для выполнения опалубки в строительстве.
  Фанера общего назначения
  Фанерой общего назначения называют фанеру, не относящуюся к специальным видам: авиационная, декоративная, бакелизированная.
  Требования к качаству такой фанеры самые низкие. Самое главное чтобы возможные пороки древесины и дефекты обработки не оказывали влияние на эксплуатационные свойства продукции.
  По степени водостойкости фанера может быть марок ФСФ (повышенной водостойкости) и марки ФК (водостойкая). По степени обработки поверхности различают фанеру не шлифованную НШ, шлифованную с одной стороны 1Ш и шлифованную с двух сторон 2Ш. Кроме того, для всех материалов обязательно указание класса эмиссии свободного формальдегида Е1 и Е2 (соответственно до 10 или от 10 до 30 мг/100 г абсолютно сухого продукта).
  Фанера для авто- вагонно- и контейнеростроения (ТУ 13-832-85) выпускается марок:
  ФО-1 — облицованная пленками с одной стороны, толщиной 20 мм;
  ФО-2 — облицованная пленками с двух сторон, толщиной 20 мм;
  ФП-1 — под защитное покрытие с одной стороны, толщиной 15-45 мм;
  ФП-2 — под защитное покрытие с двух сторон, толщиной 15-45 мм.
  Фанера может быть из березового или хвойного шпона, на фенольных связующих, с плотностью не более 900кг/м3, форматом 2440х1525 мм.